Работники во всем мире отказываются возвращаться с удаленки.

Пандемия коронавируса всего за несколько лет кардинально изменила привычную жизнь офисных сотрудников. Возможность удаленной работы оказалась настолько привлекательной, что многие специалисты остались трудиться из дома даже после снятия всех карантинных ограничений. Поиск баланса между работой и личной жизнью, отсутствие затрат на ежедневные поездки до офиса и обратно, шанс вырваться из-под постоянного надзора со стороны начальства сделали свое дело. Всего за несколько лет — с начала 2020-го по конец 2022 года — посещаемость деловых помещений значительно упала и оказалась ниже допандемийного уровня на 30 процентов. Тенденция продолжилась и в этом году. К июлю только 37 процентов сотрудников крупных фирм по всему миру вернулись в офисы, сообщили аналитики Глобального института международной консалтинговой компании McKinsey.
Эксперты полагают, что эта тенденция сохранится надолго. Например, каждый десятый опрошенный в ходе исследования заявил, что скорее предпочтет уволиться, если руководитель компании потребует от него каждый день трудиться в офисе. Более того, люди готовы идти даже на существенное сокращение зарплаты — лишь бы это позволило им работать из дома, когда они захотят. При этом значительную часть из ответивших подобных образом респондентов составили сотрудники, занимающие высокие должности в компаниях. Иными словами, представители топ-менеджмента, у которых есть рычаги давления и связи на уровне совета директоров или глав компаний. Готовность идти на высокие риски ради сохранения гибридного или полностью удаленного режима работы аналитики зафиксировали не только в американских, но и в европейских и азиатских мегаполисах.
Тренд на субурбанизацию в ряде ведущих стран мира, включая США, начался в первые месяцы пандемии и продолжается до сих пор, утверждают аналитики. Например, с 2020-го по середину 2022 года городское ядро (деловые кварталы и близлежащие районы) Нью-Йорка потеряло в общей сложности пять процентов населения, а Сан-Франциско и того больше — семь процентов. Больше всего от оттока населения пострадали мегаполисы, которые отличались высокими ценами на недвижимость, большой плотностью офисной застройки и ограниченной розничной сетью. В итоге горожане стали массово продавать свои дома и переезжать в пригороды, где стоимость жизни на порядок ниже.
Проблем заемщикам добавляет продолжающееся ужесточение денежно-кредитной политики со стороны Федеральной резервной системы (ФРС). С конца июля ключевая ставка продолжает держаться на уровне 5,25-5,5 процента годовых — максимальном значении с 2001 года. Ужесточение ДКП американского регулятора вкупе с высокой инфляцией может привести к значительному изменению условий по ранее выданным кредитам. Рефинансирование займов может повлечь за собой значительное удорожание кредитования. Рост долговой нагрузки клиентов, в свою очередь, рискует ударить по банковскому сектору американской экономики, представители которого до недавнего времени рассматривали коммерческую недвижимость в качестве важной статьи активов в структуре своих портфелей.